Статья
Роль и критерии государственного финансирования высшего образования
Читанова С. О.,
Каримова М. Д.,
Кажмуратова А. К.,
Рамазанов А. А.,
2020
В статье рассматриваются процессы государственного финансирования высшего образования с учетом международного опыта. Теоретически рассматривается содержание высшего образования. Общественные и личные выгоды в высшем образовании определяют его как квазиобщественное благо. Мировая практика свидетельствует о государственном финансировании высшего образования. В странах мира государство полностью или частично финансирует высшее образование. Определяющим фактором человеческого капитала является высшее образование. Государственные гранты на высшее образование являются формами ваучеров и применяются по принципу «деньги следуют за студентом». Но есть казахстанская особенность реализации принципа, заключающегося в предоставлении государственного образовательного гранта вузу, выбранному абитуриентом. При этом выявлены социальные риски и нагрузки на абитуриентов, в том числе психологические, стрессовые, вызывающие необходимость «перезагрузки» Программы выделения государственных грантов и в целом системы образования после COVID–19. В образовании обосновывается необходимость смены курса с заучивания академических знаний на логику мышления, приобретения профессиональных компетенций. Приведены относительно низкие результаты участия казахстанцев в международных сопоставительных исследованиях PISA, PIAAC, ICILS. Относительно низкий уровень образования казахстанской молодежи имеет системный характер. Государственное финансирование высшего образования в первую очередь желательно предназначать для выпускников средних школ из малообеспеченных и бедных семей.
Цитирование
Список литературы
1. База данных ЮНЕСКО / Разработка стратегических направлений реформирования образования Республики Казахстан на 2015–2020 гг. – Астана, 2014.
2. Приложение 1 к приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2020 г. № 210. Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим образованием на 2020– 2021 учебный год в разрезе групп образовательных программ: //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020661.
3. В Казахстане завершилось ЕНТ–2020: /https://theworldnews.net/kz-news/v-kazakhstane-zavershilosent-2020.
4. Дискуссии об образовании. Опыт социологических исследований: колл. монография / Г.С. Абдирайымова, Д.К. Бурханова, А.В. Веревкин, Г.А. Кенжакимова, С.С. Серикжанова, Н.Д. Сейдаханова, А.А. Мырзабекова / под науч. ред. Г.С. Абдирайымовой. – Алматы: Казак университет, 2018. – 222 с.
5. Экономика интеллектуальной собственности / под науч. ред. А. Рамазанова. – Алматы: Издательский дом «Альманах», 2019. – 315 с.
6. Мы будто перекрываем какие-то дыры и пробелы. Главные события в системе образования в 2019 году: //https://informburo.kz/stati/my-budto-perekryvaem-kakie-to-dyry-i-probely-glavnye-sobytiya-vsisteme-obrazovaniya-v-2019-godu.html.
7. Как пережить ЕНТ?: / https://www.ktk.kz/ru/blog/article/2017/05/16/78349/.
8. Запретить выдавать госгранты детям из богатых семей предложили в Казахстане: / https://www.zakon.kz/5024485-zapretit-vydavat-gosgranty-detyam-iz.html.
Похожие публикации