RT - journal article SR - Electronic T1 - Роль и критерии государственного финансирования высшего образования JF - Вестник университета «Туран» SP - 2020-12-28 DO - 10.46914/1562-2959-2020-1-4-286-293 A1 - Читанова С. О., A1 - Каримова М. Д., A1 - Кажмуратова А. К., A1 - Рамазанов А. А., YR - 2020 UL - https://covid19.neicon.ru/publication/607 AB - В статье рассматриваются процессы государственного финансирования высшего образования с учетом международного опыта. Теоретически рассматривается содержание высшего образования. Общественные и личные выгоды в высшем образовании определяют его как квазиобщественное благо. Мировая практика свидетельствует о государственном финансировании высшего образования. В странах мира государство полностью или частично финансирует высшее образование. Определяющим фактором человеческого капитала является высшее образование. Государственные гранты на высшее образование являются формами ваучеров и применяются по принципу «деньги следуют за студентом». Но есть казахстанская особенность реализации принципа, заключающегося в предоставлении государственного образовательного гранта вузу, выбранному абитуриентом. При этом выявлены социальные риски и нагрузки на абитуриентов, в том числе психологические, стрессовые, вызывающие необходимость «перезагрузки» Программы выделения государственных грантов и в целом системы образования после COVID–19. В образовании обосновывается необходимость смены курса с заучивания академических знаний на логику мышления, приобретения профессиональных компетенций. Приведены относительно низкие результаты участия казахстанцев в международных сопоставительных исследованиях PISA, PIAAC, ICILS. Относительно низкий уровень образования казахстанской молодежи имеет системный характер. Государственное финансирование высшего образования в первую очередь желательно предназначать для выпускников средних школ из малообеспеченных и бедных семей.