Статья

Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения

Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С., Нгуен Т. Х.,
2021

Цифровизация высшего образования – многолетний тренд, который получил новый импульс развития в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение. Цель статьи - проанализировать воздействие цифровой трансформации на учебный процесс в высшей школе и охарактеризовать возникающие риски глазами студентов. Анализ основан на результатах проведённого авторами онлайн-опроса студентов из России и Вьетнама. Для обеспечения эквивалентности сравнения на первом этапе исследования были сформированы выборки равного объёма по 300 человек, куда вошли студенты двух столичных вузов России и Вьетнама – МГИМО МИД России и Института профсоюзного движения Всеобщей конфедерации труда Вьетнама (ИПДВ). В статье описана разработанная авторами методика проведения онлайн-опроса студентов. Отношение студентов к дистанционному образованию интерпретируется как трёхуровневая установка, включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни. Сделано допущение, что готовность студентов к переходу на дистанционное обучение определяется набором макро- и микрофакторов. Среди макрофакторов – национальная специфика образовательной системы, традиции в сфере высшего образования, инфраструктура образования, образовательная политика государства, мобилизационный потенциал населения. Среди микрофакторов – когнитивные и психологические особенности студентов, социально-психологическая готовность к инновациям. Анализ результатов опроса показал, что по некоторым параметрам и рискам системы дистанционного обучения имеются сходства в оценках студентов из России и Вьетнама. Так, студенты обеих стран отдают предпочтение традиционной форме обучения. Выявлены также различия в восприятии процесса цифровизации образовательной среды. Для студентов МГИМО наиболее значимыми оказались риски, связанные с дегуманизацией, разрывом социальных связей, возможной потерей статуса студента. Для вьетнамских студентов на первое место вышли риски, связанные с возможным ухудшением качества образования. В заключение сделан вывод, что дистанционное образование является одновременно и полем возможностей, и источником рисков – индивидуальных, институциональных, системных.

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник

Версии

  • 1. Version of Record от 2021-01-27

Метаданные

Об авторах
  • Носкова А. В.
    Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Голоухова Д. В.
    Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Проскурина А. С.
    Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Нгуен Т. Х.
    Институт профсоюзного движения Всеобщей конфедерации труда Вьетнама, Ханой
Предметная рубрика
  • COVID-19
Название журнала
  • Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
Страницы
  • 156-167
Тип документа
  • journal article
Тип лицензии Creative Commons
  • CC BY
Правовой статус документа
  • Свободная лицензия
Источник
  • elpub