Статья

«Ассоциативный словарь медиасобытий начала ХХI века»: концепция лексикографического издания нового типа

Дударева Я. А., Шпильная Н. Н., Москвитина Т. В.,
2021

Представлена концепция нового для лингвистики словаря – «Ассоциативного словаря медиасобытий начала ХХI века». Названный проект продолжает традиции обыденной лексикографии, для которой характерна включенность в особое проблемное поле, описывающееся антиномиями объективного и субъективного в языке, индивидуального и коллективного, описательного и предписательного подходов к представлению лексических единиц в словарях. Предлагаемый словарь представляет срез обыденного медийного сознания и потому по своей направленности относится именно к описательным лексикографическим проектам. Создание словаря основывается на ассоциативном эксперименте, проводимом с рядовыми носителями русского и французского языков. В отличие от традиционных ассоциативных словарей, словник которых, как правило, представлен самой частотной лексикой языка, предлагаемый нами проект лексикографического издания представляет концептные значения различных медиасобытий, существующих в коллективном обыденном сознании. Концепция представляемого проекта позволяет говорить о его отнесенности к целому ряду направлений современной лингвистики: медиалингвистике, описательной лексикографии, интерпретационной лингвистике. В настоящей публикации описана технология создания нового словаря, обосновывается его актуальность и новизна, предлагается образец словарной статьи (на примере русского языка) по значимому для современного мира событию – «Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19». При построении описываемой словарной статьи соблюдается принятый коллективом подход, заключающийся в демонстрации двух ассоциативных гнезд по каждому медиасобытию, включенному в словник. Первое ассоциативное гнездо составляется на основе реакций участников ассоциативного эксперимента, для которых стимул (медиасобытие) является знакомым, второе ассоциативное гнездо демонстрирует реакции тех участников эксперимента, для которых называемое медиасобытие является неизвестным. Поскольку распространение коронавирусной инфекции имеет мировой масштаб и, как показали результаты проведенного эксперимента, такие ключевые лексемы, как ковид, COVID, коронавирус, в настоящее время потеряли свою агнонимичность для носителей русского языка, названное медиасобытие имеет нулевое агнонимичное ассоциативное гнездо. В публикации также представлен лингвистический комментарий названной словарной статьи с учетом всех полученных реакций в ходе проведения ассоциативного эксперимента. Как показал опыт работы над словарем, представляемый лексикографический проект интересен для специалистов в области массмедийного дискурса, политической лингвистики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии.

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник

Версии

  • 1. Version of Record от 2021-01-04

Метаданные

Об авторах
  • Дударева Я. А.
    Кемеровский государственный университет
  • Шпильная Н. Н.
    Алтайский государственный педагогический университет
  • Москвитина Т. В.
Предметная рубрика
  • COVID-19
Название журнала
  • Bulletin of Kemerovo State University
Страницы
  • 1069-1078
Тип документа
  • journal article
Тип лицензии Creative Commons
  • CC BY
Правовой статус документа
  • Свободная лицензия
Источник
  • elpub