Данная статья направлена на выявление основных юридических проблем и эволюции вопросов слежки в Европе в контексте прав человека, с акцентом на практику Европейского Суда по правам человека. Целью исследования является совершенствование и синхронизация правовой материи и правоприменительной практики в данной сфере в России и Европе. Автор проанализировал фундаментальные и самые последние решения Суда, которые могут быть применимы к рассматриваемой тематике, в том числе по аналогии, а также недавние исследования в данной сфере. Данная статья рассматривает, помимо прочего, возможность оспаривания in abstracto соответствующего законодательства и практики его применения, законные цели, оправдывающие вмешательство, требования к соответствующему законодательству, ограничения усмотрения властей по вопросам слежки, надлежащий характер органов надзора и объем их полномочий, а также некоторые иные гарантии. Данная статья также обсуждает взаимодействие и баланс между свободой и безопасностью, современные подходы и натянутые отношения ЕС и США по распространенным вопросам слежки. Настоящая статья показывает, что в мире COVID-19 вопросы защиты частной жизни, возникающие в связи с “track and trace” и похожими практиками, уже глубоко исследованы судами, и борьба с COVID-19 возможна через методы слежки с минимальным вмешательством в права человека. Основные проблемы, затронутые в данной статье, применимы к любым формам слежки в современном мире. Данная статья должна служить стимулом для усиления защиты прав человека с помощью судебной практики и правового поля в рассмотренной сфере с целью укрепления демократических ценностей без ущерба здоровью и безопасности.
1. Allen, A.L. (2008). Dredging up the Past: Lifelogging, Memory, and Surveillance. University of Chicago Law Review, 75, 47–74.
2. Austin, L.M., Chiao, V., Coleman, B., Lie, D., Shaffer, M., Slane, A., Tanguay-Renaud, F. (2020). Test, Trace, and Isolate: Covid-19 and the Canadian Constitution. Osgoode Legal Studies Research Paper, 1–13. doi:10.2139/ssrn.3608823.
3. Barnhizer, D.R. (2013). Through a PRISM Darkly: Surveillance and Speech Suppression in the “Post-Democracy Electronic State”. Cleveland-Marshall Legal Studies, 13-258, 1–70.
4. Goold, B.J. (2010). How Much Surveillance is Too Much? Some Thoughts on Surveillance, Democracy, and the Political Value of Privacy. Overvåkning i en Rettsstat — Surveillance in a Constitutional Government, Schartum D.W., ed., Fagbokforlaget, 38–48.
5. Hoofnagle, C.J. (2017). FTC Regulation of Cybersecurity and Surveillance. In D. Gray and S. E. Henderson, (eds.), The Cambridge Handbook of Surveillance Law, Cambridge: Cambridge University Press, 708–726.
6. Malgieri, G. and De Hert, P. (2017). European Human Rights, Criminal Surveillance, and Intelligence Surveillance: Towards “Good Enough” Oversight, Preferably but Not Necessarily by Judges. Brussels Privacy Hub Working Paper, 3(9), 1–24.
7. Moreham, N.A. (2008). The Right to Respect for Private Life in the European Convention on Human Rights: A Re-Examination. European Human Rights Law Review, 1, 44–79.
8. Ni Loideain, N. (2015). EU Law and Mass Internet Metadata Surveillance in the Post-Snowden Era. Legal Studies Research Paper Series, 32/2015, 1–10.
9. OECD (2020). Tracking and Tracing COVID: Protecting Privacy and Data While Using Apps and Biometrics, 23 April 2020. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/tracking-and-tracing-covid-protecting-privacy-and-data-while-using-apps-and-biometrics-8f394636/ (Accessed: 10.06.2020)
10. Slobogin, C. (2020). Public Privacy: Camera Surveillance of Public Places and the Right to Anonymity. Mississippi Law Journal, 72, 213–99.
11. Watts, D. (2020). COVIDSafe, Australia’s Digital Contact Tracing App: the Legal Issues, 2 May 2020, 1–13. doi:10.2139/ssrn.3591622 (Accessed: 10.06.2020).