Статья

Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года

E. Pervichko, O. Mitina, O. Stepanova, J. Koniukhovskaia, E. Dorokhov,
2020

С целью изучения восприятия пандемии COVID-19 и ее связи с эмоциональным состоянием населения было проведено онлайн-исследование с 27 апреля по 27 мая 2020 года во всех регионах России. В исследовании приняли участие 1192 человека, из них 981 женщина (82%) и 211 мужчин (18%) в возрасте от 18 до 81 года (М=36,5; SD=11,0). Методический комплекс состоял из социально-демографического опросника, шкалы реактивной тревожности Спилбергера, русскоязычной версии Шкалы воспринимаемого стресса-10» (Cohen, Kamarck, Mermelstein, 1983; Абабков и др., 2016), а также модифицированной специально для данного исследования русскоязычной версии краткого опросника восприятия болезни (Broadbent, et al., 2006; Ялтонский и др., 2017). Были найдены значимые различия по переживанию стресса, тревоги и восприятию пандемии в зависимости от пола, в то время как уровень тревоги и стресса оказался связанным с уровнем дохода. Было выявлено, что люди, полагающие, что угроза коронавируса «сильно преувеличена», характеризуются бóльшим спокойствием, ощущают понимание пандемии и думают о том, что она не нуждается в усилиях по контролю. Однако респонденты, имеющие родственников, переболевших COVID-19, воспринимают пандемию как более угрожающую, менее понятную и требующую большего контроля. Выявлено, что оценка угрозы от пандемии играет опосредующую роль между страхом неизвестной болезни и возможностью ее контроля. Обсуждается вероятность культуральных различий в восприятии пандемии и ее контроля, а также формулируется возможность применения культурно-исторической методологии и концепции «Внутренняя картина болезни» для оценки представлений о пандемии COVID-19, существующих в обществе.

Цитирование

Похожие публикации

Документы

Версии

  • 1. Version of Record от 2020-01-01

Метаданные

Об авторах
  • E. Pervichko
    Lomonosov Moscow State University
  • O. Mitina
    Lomonosov Moscow State University
  • O. Stepanova
    Lomonosov Moscow State University
  • J. Koniukhovskaia
    Lomonosov Moscow State University
  • E. Dorokhov
    Lomonosov Moscow State University
Название журнала
  • Clinical Psychology and Special Education
Том
  • 9
Выпуск
  • 2
Страницы
  • 119-146
Издатель
  • Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education Moscow State University of Psychology and Education
Тип документа
  • journal article
Тип лицензии Creative Commons
  • CC BY
Правовой статус документа
  • Свободная лицензия
Источник
  • dimensions