Статья

Экономическая система ЕС под прессом пандемии: возможности и пределы трансформации

Буторина О. В.,
2020

Экономика Евросоюза переживает третье крупное потрясение за последние 12 лет.  Сначала это был мировой финансовый кризис, затем – долговой кризис еврозоны, теперь – пандемия коронавируса COVID-19. Макроэкономическая политика относится к сфере смешанной компетенции государств –  членов Евросоюза и органов ЕС. Последние берут на себя только часть функций, тогда как основная часть мер реализуется национальными правительствами по своему усмотрению. Тем не менее наднациональные органы задают общее направление  макроэкономического курса ЕС и его государств-членов, устанавливают многие  системообразующие правила. Будучи частью Единого внутреннего рынка ЕС, все государства-члены подпадают под его регулятивные нормы и практики. На все страны ЕС распространяются правила бюджетной дисциплины, установленные Пактом стабильности  и роста. Все они принимают участие в регулярных макроэкономических мониторингах –  Европейском семестре, выполняют предписания органов ЕС в области банковского  надзора и надзора за финансовыми рынками.  Денежно-кредитная политика относится к сфере исключительной компетенции органов  ЕС, прежде всего Европейского центрального банка (ЕЦБ).  Принимаемые им решения являются обязательными для стран еврозоны. В этой части разделения компетенций не происходит. К системе макроэкономического управления ЕС также следует отнести общий бюджет объединения.  Цель данной статьи – выявить трансформационный ресурс системы наднационального экономического управления ЕС в ответ на вызов пандемии коронавируса. Для ее  достижения решаются две задачи. В рамках первой сначала дается общая оценка того состояния, в котором экономика ЕС находилась перед началом пандемии, с учетом сформированных после глобальной рецессии и кризиса еврозоны длительных  тенденций. Автор выделяет четыре главных аспекта «новой нормальности»:  замедленный экономический рост, неустойчивое состояние рынка труда, возросший  государственный долг и близкую к дефляции ценовую динамику. Далее рассматривается влияние пандемии, вернее, введенных для ее преодоления ограничительных мер, на каждую из этих сфер. Вторая задача – определить возможности системы макроэкономического управления Евросоюза продуктивно реагировать на возникший шок и проявлять способность к институциональной трансформации. Для этого обобщаются решения, принятые органами Евросоюза (Комиссией, Советом и ЕЦБ), и оценивается их эффективность. Они, в свою очередь, сопоставляются с теми реформами макроэкономического управления, которые  Евросоюз начал после кризиса еврозоны. Речь идет о достраивании экономической опоры Экономического и валютного союза  путем создания Фискального союза, Финансового союза и Объединения рынка капиталов.  Делается вывод, что возможности ЕС стимулировать экономический рост и содействовать занятости определяются исчерпанием ресурса негативной (устраняющей барьеры)  интеграции и переходом к преимущественно позитивной интеграции, эффект которой может быть менее выраженным и распределяться более неравномерно, чем выгоды от создания Единого внутреннего рынка и единой валюты.

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник

Версии

  • 1. Version of Record от 2020-10-13

Метаданные

Об авторах
  • Буторина О. В.
    Институт Европы РАН
Предметная рубрика
  • COVID-19
Название журнала
  • Outlines of global transformations: politics, economics, law
Страницы
  • 144-162
Тип документа
  • journal article
Тип лицензии Creative Commons
  • CC BY
Правовой статус документа
  • Свободная лицензия
Источник
  • elpub