Предпринята попытка проанализировать место политической карикатуры в актуальном общественно-политическом медиадискурсе США. Материалом послужили опубликованные весной 2020 года карикатуры из изданий «USA Today» и «Philadelphia Inquirer», информационным поводом для создания которых послужила пандемия Covid-19. Рассматриваются определения политической карикатуры как мультимодального текста со сложной системой кодирования. Отмечается, что в данном типе текста феноменологические когнитивные структуры актуализируются как через языковую проекцию, так и через визуально-пространственные образы. Уделяется внимание интертекстуальности как основе политической карикатуры: авторы исходят из положения, что декодирование смысла реципиентом зависит от наличия у него и автора общих фоновых знаний. Показано, что пандемия Covid-19 в тематическом отношении встроена в более широкую общественно-политическую повестку, в силу чего успешная интерпретация требует от реципиента фоновых знаний о стоящих перед США актуальных общественно-политических вызовах, а именно внутриполитической повестке. Утверждается, что изучаемые карикатуры отличает опора на прецедентность, причем актуализация фоновых знаний происходит за счет сочетания визуального и вербального компонентов текста. Делается вывод, что среди языковых средств создания сатирического эффекта выделяется игра слов на основе буквального и переносного значения отдельных лексических единиц.
1. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) / Е. Е. Анисимова // Вопросы языкознания. — 1992. — № 1. — С. 71—79.
2. Артемова Е. А. Карикатура как жанр политического дискурса : диссертация … кандидата филолологических наук : 10.02.19 / Е. А. Артемова. — Волгоград, 2002. — 240 с.
3. Барт Р. Удовольствие от текста / Р. Барт // Избранные работы : Семиотика. Поэтика. — Москва : Прогресс, 1994. — С. 462—519.
4. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 1986. — С. 9—192.
5. Бахтин М. М. Проблема текста. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин // Вопросы литературы. — 1976. — № 10. — С. 122—151.
6. Гуань Шаоян. Политическая карикатура, или мультимодальный политический дискурс / Гуань Шаоян // Политическая лингвистика. — 2018. — № 6 (72). — С. 140—143. — DOI: 10.26170/pl18-06-20.
7. Киреева Е. З. Фактор адресата в тексте официального документа (на материале указов губернатора Тульской области, изданных в связи с распространением Covid-2019) / Е. З. Киреева // Научный диалог. — 2020. — № 8. — С. 108—122. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-8-108-122.
8. Култышева И. В. Категория комического в репрезентации образа политического врага (на примере политической карикатуры) / И. В. Култышева, О. С. Журавская // Политическая лингвистика. — 2016. — № 4 (58). — С. 114—123.
9. Куницына Н. В. Журналистское расследование как разновидность поликодового текста / Н. В. Куницына, Е. К. Гурова // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : сборник статей. — 2019. — № 16. — С. 137—149. — ISBN 978-5-6042902-6-2.
10. Куницына Н. В. Факты и мнения в новостном дайджесте / Н. В. Куницына, В. С. Виноградский. — Москва : факультет журналистики МГУ, 2011. — 42 с.
11. Ласкова М. В. Политическая карикатура как социально-культурная универсалия в современной политической лингвистике / М. В. Ласкова, Р. С. Зуева // Гуманитарные и социальные науки. — 2016. — № 1. — С. 71—75.
12. Петренко Д. А. Средства языковой выразительности в образе COVID-19 (на материале немецкого политического дискурса СМИ) / Д. А. Петренко, Э. В. Лихачёв, М. В. Чернышова // Научный диалог. — 2020. — № 7. — С. 194—209. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-7-194-209.
13. Шарапова И. Л. Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы / И. Л. Шарапова // Вестник Омского университета. — 2013. — № 3. — С. 162—164.
14. Эбзеева Ю. Н. Методика анализа креолизованного текста политической карикатуры на арабском и французском языках / Ю. Н. Эбзеева, Н. М. Дугалич // Вестник РУДН. Серия : Литературоведение. Журналистика. — 2018. — Т. 23. — № 1. — С. 127—133. — DOI: 10.22363/2312-9220-2018-23-1-127-133.
15. Bulla D. W. Abraham Lincoln and Press Suppression Reconsidered / D. W. Bulla // American Journalism. — 2009. — № 26 (4). — Pp. 11—33. — DOI: 10.1080/08821127.2009.10677743.
16. DeSousa M. The Editorial Cartoon as Visual Rhetoric: Rethinking Boss Tweed / M. DeSousa, M. Medhurst // Journal of Visual Verbal Languaging. — 2016 (1982). — № 2 (2). — Pp. 43—52. — DOI: 10.1080/23796529.1982.11674355.
17. Furniss J. Review of Lincoln and the Power of the Press : The War for Public Opinion, by Harold Holzer / J. Furniss // Civil War History. — 2015. — Vol. 61. — № 4. — Pp. 447—449. — ISBN 978-1-4391-9272-6.
18. Mateus S. Political Cartoons as communicative weapons — the hypothesis of the “Double Standard Thesis” in three Portuguese cartoons / S. Mateus // Estudos em Comunicação. — 2016. — № 23. — Pp. 195—221. — DOI: 10.20287/ec.n23.a09.
19. Werner W. On political cartoons and social studies textbooks : visual analogies, intertextuality and cultural memory [Electronic resource] / W. Werner // Canadian Social Studies. — 2004. — Vol. 32. — № 2. — Access mode : https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1073912.pdf/ (accessed 23.08.2020).