Пандемия, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, привела к торможению глобальной экономики, включая российскую. Это может потребовать корректировки проводимой государственной политики в средне- и долгосрочной перспективе во многих областях, включая здравоохранение и демографию. В сложившихся условиях целесообразно совершенствовать противоэпидемическую службу на основе лучших зарубежных практик: разработать и внедрить мобильное приложение для анонимного отслеживания контактов граждан, организовать мобильные пункты тестирования, внедрить систему бытовой помощи лицам, находящимся на самоизоляции, обеспечить возможность мобилизации мощностей гостиниц для госпитализации легких больных, осуществлять планирование мощностей стационаров с учетом возможности их быстрого перепрофилирования. Перспективно развивать телемедицинские технологии с использованием модели «врач—пациент». Также можно стимулировать спрос населения путем внедрения модели лекарственного обеспечения с использованием принципа возмещения затрат, а также предоставлять целевые потребительские субсидии на здоровые продукты питания нуждающимся категориям населения. Поддержку медицинских организаций можно осуществить путем формирования тарифов на медицинскую помощь на основе современных клинических рекомендаций. Для создания реальной системы защиты прав пациентов имеет смысл провести несколько региональных пилотных проектов по расширению полномочий и ответственности страховых медицинских организаций.
1. Авксентьев Н. А., Назаров В. С. (2019). Лекарственное обеспечение в России: состояние и перспективы // Экономическое развитие России. Т. 26. № 11. С. 63—67.
2. Назаров В. С., Авксентьев Н. А. (2017). Российское здравоохранение: проблемы и перспективы // Финансовый журнал. № 4. С. 9—23.
3. Шейман И., Терентьева С. (2015). Международное сравнение эффективности бюджетной и страховой моделей финансирования здравоохранения // Экономическая политика. Т. 10, № 6. С. 171—193. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2015-6-10
4. Devin M. M., Chen J., Chunara R., Testa P. A., Nov O. (2020). COVID-19 transforms health care through telemedicine: Evidence from the field. Journal of the American Medical Informatics Association, ocaa072. https://doi.org/10.1093/jamia/ocaa072
5. Korea Centers for Disease Control and Prevention (2020). Contact transmission of COVID-19 in South Korea: Novel investigation techniques for tracing contacts. Osong Public Health and Research Perspectives, Vol. 11, No. 1, pp. 60—63. https://doi.org/10.24171/j.phrp.2020.11.1.09
6. Kudrin A., Knobel A. (2018). Russian budget structure efficiency: Empirical study. Russian Journal of Economics, Vol. 4, No. 3, pp. 197—214. https://doi.org/10.3897/j.ruje.4.30163
7. Yoon D., Martin T. W. (2020). How South Korea put into place the world’s most aggressive coronavirus test program. The Wall Street Journal, March 16.
8. Zee J., Kroneman M. (2007). Bismarck or Beveridge: А beauty contest between dinosaurs. BMC Health Services Research, Vol. 7, Article 94. https://doi.org/10.1186/1472-6963-7-94
Авксентьев Н. А.
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Назаров В. С.
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Сисигина Н. Н.
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ