Статья

Новый глобальный экономический кризис: как изменится глобализация?

Хейфец Б. А., Чернова В. Ю.,
2020

Статья посвящена проблеме влияния нового экономического кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на развитие процессов глобализации. В центре внимания авторов – четыре классических потока (торговый, инвестиционный, человеческий и информационно-коммуникационный), которые охватывают большинство аспектов международной деятельности. Авторы отмечают, что современный этап глобализации характеризуется новыми взаимосвязями и взаимозависимостями национальных экономик, а международные факторные потоки еще до распространения COVID-19 показывали  ослабление торговой и инвестиционной составляющей глобализации. При этом туристический и миграционный потоки прежде демонстрировали свою способность к быстрому восстановлению и после небольшого снижения в период кризиса 2008–2009 гг.  продолжили рост вплоть до 2020 г., когда произошла их резкая остановка. Особое  внимание уделено влиянию на процессы глобализации «китайского фактора» и  цифровых технологий. Китай, как «всемирная фабрика», занимает центральное место в  глобальных цепочках создания стоимости. Последствия нарушения поставок из-за  COVID-19 имеют серьезные последствия как для МНК (многонациональных компаний), расположенных в Китае, так и за его пределами. Имеющиеся прогнозы показывают, что в течение 2020 г. можно ожидать усиления неблагоприятных тенденций в развитии глобализации. Отмечено, что новый кризис ускорит развитие технологий четвертой  промышленной революции, которым отводится ключевая роль для восстановления экономик после выхода из карантина. Десятилетие после 2020 г., вероятно, станет  десятилетием трансформации международного производства, развитие которого будет  определяться темпами и масштабами внедрения цифровых технологий. В отличие от других направлений глобализации, в сфере интернетизации и информатизации пандемия  сыграла положительную роль, значительно увеличив объем межгосударственного трафика по каналам Интернета и других коммуникаций. В этот  период дополнительный импульс получили социальные сети, компании интернет-торговли, новые платформы. В заключении авторы приходят к выводу, что новый импульс развитию современной глобализации может дать восстановление глобализации потребителей и поиск новых форм и направлений их информационно-коммуникационного  взаимодействия. 

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник

Версии

  • 1. Version of Record от 2020-10-13

Метаданные

Об авторах
  • Хейфец Б. А.
    Институт экономики РАН; Финансовый университет при Правительстве РФ
  • Чернова В. Ю.
    Российский университет дружбы народов, Институт маркетинга, Государственный университет управления
Предметная рубрика
  • COVID-19
Название журнала
  • Outlines of global transformations: politics, economics, law
Страницы
  • 34-52
Тип документа
  • journal article
Тип лицензии Creative Commons
  • CC BY
Правовой статус документа
  • Свободная лицензия
Источник
  • elpub