Статья посвящена проблемам функционирования российского здравоохранения: ожиданиям изменений в поле общения «врач - пациент» в плане пациентоориентированности медицинского персонала и организаторов здравоохранения, формирования мотивации пациентов на здоровьесбережение и вовлеченности в процесс управления собственным здоровьем, - а также тому, что произошло с этими установками в период пандемии COVID-19. Рассматриваются сложности во взаимодействии двух ключевых фигур здравоохранения (врач - пациент), которые существовали задолго до начала пандемии и значимо обострились в ситуации эпидемического коллапса. Связывая обострение взаимоотношений с оптимизацией здравоохранения и ее последствиями, автор анализирует сетевой контент, материалы СМИ, посвященные пандемии, проблеме получения медицинской помощи во время пандемии и особенностям лечения. Один из важнейший полученных выводов - необходимость гуманитаризации сферы здравоохранения и введения в практическую деятельность специалистов помогающих профессий (медицинских антропологов, биоэтиков, клинических психологов, медиаторов).