PT - JOURNAL ARTICLE AU - Мележик К. А., AU - Петренко А. Д., AU - Храбскова Д. А., TI - Рефлексивная гиперконнективность виртуального пространства социальных сетей как фактор создания среды дистанционного обучения DP - 2020-10-14 TA - Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia) 4100 - 10.31992/0869-3617-2020-29-10-46-55 SO - https://covid19.neicon.ru/publication/584 AB - Аннотация. В статье рассматриваются факторы, связанные с неотложным переходом к дистанционному образованию (ДО) посредством принятия решительных мер по защите российского университетского сообщества от последствий эпидемии COVID-19. На материале интервью с администраторами, преподавателями, специалистами в области информационных технологий и студентами утверждается, что в форс-мажорных обстоятельствах университет предлагает для ДО стандартную модель универсального учебного плана, которая модифицируется с помощью информационных и коммуникативных технологий (ИКТ). Установлено, что использование локализованного онлайн-пространства ограничено проведением курсов без учёта индивидуальных способностей и потребностей студентов, их предпочтений и предшествующего знания предмета. Эксперимент по самооценке преподавателей доказывает, что многие по-прежнему рассматривают университет как источник информации для студентов. В статье анализируются пути продвижения ДО с помощью концепций коннективизма постиндустриального образовательного пространства, гиперконнективности социальных сетей, рефлексивной практики преподавателей, подготовленности к использованию ИКТ. Утверждается, что реальный переход российского университета к ДO не может быть достигнут без дистанционного взаимодействия и диалога между преподавателем и студентами посредством ИКТ и рефлексивной методики.